Задачи по экономической теории. Часть 40 (разделение труда)

Задача №167 (вопрос о разделении труда и его особенностях)

Укажите, какое из условий предопределяет необходимость обмена продуктами, а какое – товарный, возмездный характер этого обмена:

  • общественное разделение труда, специализация производства;
  • экономическое обособление производителей.

Почему для возникновения и существования товарного производства необходимы оба условия?

Решение задачи:

Разделение труда – это дифференциация, специализация трудовой деятельности, сосуществование различных ее видов. Общественное разделение труда – дифференциация в обществе различных функций, выполняемых определенными группами людей, и выделение в связи с этим различных сфер общества (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство, армия и др.).

Специализация производства – это форма общественного разделения труда и его рациональной организации. Отражает процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах и на специализированных предприятиях.

Итак, в условиях, когда имеют место общественное разделение труда и специализация производства, в целях обеспечения доступа специализированных производителей к различным общественным благам, необходим обмен продуктами. Иначе специализация теряет всяческий смысл.

Товарный, возмездный характер обмена будет иметь место в том случае, когда выполняются два перечисленных выше условия:

  • общественное разделение труда, специализация производства;
  • экономическое обособление производителей.

Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивались члены общества при зарождении товарного хозяйства, и как эти проблемы решались. Когда впервые зарождался товарный обмен, перед первобытными племенами встала сложная задача: как, в каких меновых соотношениях одно племя, занятое, скажем, животноводством, сможет по справедливости обменять образовавшиеся у него излишки мяса на зерно, выращенное другим племенем. Найти удовлетворительный ответ тогда было невозможно. Таким образом, эти племена не могли бы прийти к товарному, возмездного обмену, если бы у них не существовало общественного разделения труда, специализации производства и экономического обособления указанных племен.

Ведь еще не было какого-нибудь общепризнанного эквивалента (равного по стоимости товара), с помощью которого можно измерять стоимость других товаров. Поэтому первоначальный простой обмен одной полезной вещи на другую был случайным и одноразовым.

Позже товары стали производиться в большом разнообразии. Владелец какого-то товара мог выменять его на несколько иных полезных продуктов, каждый из которых служил ему эквивалентом. Однако и в этом случае одна вещь непосредственно обменивалось на другую, что не всегда устраивало продавцов и покупателей. Если, предположим, владелец ткани хотел купить мех, а торговец меха нуждался в мясе, то обмен становился или невозможным или слишком затруднительным. Такие заторы в обмене сохраняются подчас и до сих пор при бартерной торговле (прямом обмене товара на товар).

Когда же производство и обмен товаров стали регулярными, в каждой стране и в крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – наиболее ходовые продукты, на которые можно было бы обменять другие полезности. Например, у греков и арабов это был скот, у славян – меха.

Требования международной торговли не соответствовали различные местные эквиваленты. В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги.

Обновить  

 
# Задание №239 (вопросы по теме «Предмет экономической теории»)Администратор 20.08.2021 15:45
Вопрос 1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».

Ответ: Приведенное утверждение верное, ибо экономическая теория изучает поведение людей в мире редких ресурсов, равно как и наиболее эффективные способы использования этих ресурсов.

Вопрос 2. Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объясните.

Ответ: Данное утверждение следует признать абсолютно несостоятельным, поскольку одновременное удовлетворение потребностей (в принципе безграничных) всех в условиях редкости ресурсов – утопия. Попытки же определить «разумные» потребности, по сути означают принудительное нивелирование и ограничение потребностей.

Вопрос 3. В первый день выдачи зарплаты у кассы скапливается огромная очередь. Представьте себя на месте главного бухгалтера. Посоветуете ли Вы своему кассиру вывесить у окошка табличку с просьбой ко всем тем, кому не так срочно нужны деньги, прийти на следующий день? Чем Вы руководствуетесь при ответе на поставленный вопрос?

Ответ: При ответе на данный вопрос необходимо принять во внимание тот факт, что в силу ряда обстоятельств человек не всегда ведет себя наиболее рациональным образом, поэтому вывешивание подобной таблички вряд ли приведет к ощутимым результатам.

Вопрос 4. Является ли рациональным поведение:

призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч долларов;
человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;
талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?
Ответ утвердительный во всех трех случаях, поскольку рациональное поведение – это не всегда «правильное», «общепринятое» поведение, а такое, которое состоит в выборе человеком наиболее предпочтительной из всех возможных альтернатив.

Вопрос 5. Харви Маккей в своей книге «Как уцелеть среди акул» пишет: «... предпринимательская деятельность осуществляется людьми. Не все занимаются ею только ради того, чтобы делать деньги. Так, тренер по боксу, Джил Кленси, выразился по этому поводу в своем стиле, как бы нанося противнику удар в физиономию: «Я занимаюсь этим делом уже более тридцати лет и не бросаю его не потому, что стремлюсь разбогатеть. Я хочу расквитаться кое с кем». Предпринимательской деятельности посвящают себя самые разные люди, помните об этом друзья».

Какой модели человека в большей степени соответствует такой взгляд на предпринимателей?

Ответ: Такой взгляд на предпринимательство соответствует модели человека кейнсианской школы.

Вопрос 6. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки утром на свежем воздухе!». Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?

Ответ зависит от соотношения положительных и отрицательных последствий путешествия на работу пешком.

Вопрос 7. «Современное производство – это сложный, громоздкий механизм; для нормального его функционирования необходим мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтанный рыночный порядок для создания более благоприятных условий, в которых успешно проявляла себя личная инициатива».

«Современное производство – это сложная система, основанная на принципе саморегулирования, создающая благоприятные возможности для реализации каждым человеком своих способностей».

Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнсианской модели человека? Классической модели? Вы как руководитель предприятия придерживались бы первой или второй точки зрения?

Ответ: Первое высказывание принадлежит стороннику кейнсианской модели человека, второе – классической.
 
 
# Задача №6097 (расчет коэффициента разделения труда)Администратор 19.07.2018 16:02
В цехе по данным, полученным методом моментных наблюдений, Х=22 основных рабочих на протяжении смены были заняты в течение У=290 мин. выполнением работ, не предусмотренных их функциональными обязанностями (ремонт оборудования, транспортировка готовой продукции и др.). Длительность смены 8 часов. Определить коэффициент разделения труда.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи