Задачи по менеджменту. Часть 08 (конфликт)

Задача №537 (задача по идентификации конфликтной ситуации)

В коллективе отдела одного НИИ газовой промышленности за годы совместной работы сложились хорошие отношения между всеми членами коллектива. Отдел успешно справлялся с порученными заданиями.

В связи с переводом на другую работу старого начальника отдела на его должность был назначен молодой ученый, известный своими новаторскими разработками. Свою деятельность новый руководитель начал с укрепления трудовой дисциплины: была установлена регистрация времени прихода на работу и ухода с работы, внутренних командировок, установлено время приемов по личным вопросам. Он значительно расширил тематику научных исследований отдела, заключив договоры с производственными организациями в соответствии со своей научной специализацией. Задания подчиненным старался давать как можно более подробно, считая, что сотрудники недостаточно компетентны в данных вопросах и что они строго должны придерживаться инструкций.

Через некоторое время заказчики отметили ухудшение качества научных разработок отдела. В коллективе ухудшились взаимоотношения, повысилась раздражительность, начались конфликты.

Решив, что нужно оздоровить коллектив, начальник отдела предложил уйти на пенсию нескольким сотрудникам, взяв на их место молодых специалистов. Однако положение не улучшилось.

Ваше мнение относительно возникшей ситуации и направлений ее исправления?

Определите:

  1. тип конфликта;
  2. состав конфликтующих сторон;
  3. поводы и истинные причины возникновения конфликтной ситуации;
  4. методы и конкретные пути разрешения конфликта.

Решение задачи:

1. Конфликт – это столкновение интересов двух или более людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Описанный в условии конфликт относится к конфликтам между личностью и группой.

Как показал в свое время Хоторнский эксперимент, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

2. Конфликтующими сторонами в данном случае являются, с одной стороны, начальник отдала, а с другой стороны, сотрудники отдела. Структура такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках.

3. Рассмотрим истинные причины конфликта. До того, как данный пост занял новый начальник в этом отделе были установлены свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен был их соблюдать. Новый начальник оказался против установленных ранее норм поведения, поэтому отступление от принятых норм сотрудники отдела стали рассматривать как негативное явление. Таким образом, возник конфликт между личностью и группой. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

4. Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.

  1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия:
    • Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников.
    • Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей.
    • Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев.
    • Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:
      • актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;
      • критические высказывания в адрес конфликтующей личности;
      • ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью.
  2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:
    • Применение педагогических мер:
      • беседа;
      • разъяснение;
      • формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);
    • Применение административных мер:
        – приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта; – перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения.
  3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:
  4. разъяснение конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;
  5. объяснение лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;
  6. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:
    • первый, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;
    • второй, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).

Обновить  

 
# Задача №6496 (решение конфликтной ситуации)Администратор 29.06.2019 19:06
В фирму после увольнения начальника отдела по управлению персоналом принимают нового сотрудника. Отношения с коллективом у нового руководителя не складываются, он не может найти подход к сотрудникам и правильно организовать работу. Вследствие этого возникает масса ошибок к работе и у рядовых сотрудников, и у начальника. Начальник отдела по управлению персоналом ссылается на низкую квалификацию своих сотрудников и старается выгородить себя. Рядовых сотрудников увольняют и принимают новый коллектив. Но конфликт на этом не закончен, он получает свое развитие и в новом коллективе.
Задание: оцените действия руководителя предприятия с позиции его попытки разрешить конфликт с аргументацией ответа.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №6495 (решение конфликтной ситуации)Администратор 29.06.2019 19:06
На промышленном предприятии предстоит реконструкция одного из цехов. Относительно путей реконструкции директору поступило два конкурирующих проекта: одно от главного инженера и второе от главного технолога. Главный технолог выступил за модернизацию оборудования и совершенствование существующей технологии. Главный инженер предложил провести полную замену оборудования и переход на новую технологию. Обе стороны отстаивали преимущество своего проекта и указывали на существенные недостатки проекта оппонента.
Задание: Проанализируйте, является ли данный спор конфликтом? Опишите мотивы, действия оппонентов. Является ли этот конфликт (если это конфликт, на Ваш взгляд) инновационным? Ответ обоснуйте.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №6440 (решение конфликтной ситуации)Администратор 29.06.2019 18:14
Определите природу конфликта в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №5147 (конфликт в связи с выполнением общественных обязанностей)Администратор 04.09.2017 09:52
Данный работник – активный общественник. Общественные дела часто отвлекают его от работы. Товарищи по делу откровенно выражают недовольство. Им приходится часто выполнять большой объем работы, а при распределении премии делить ее на равные доли. Как вы оцениваете данную ситуацию? Какие меры или действия предлагаете осуществить?
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №4068 (конфликт с коллективом)Администратор 17.07.2017 21:12
Вас назначают руководителем учреждения социального обслуживания, в котором специалисты не привыкли работать в полную силу, предоставлены самим себе, в штыки воспринимают любые попытки изменить характер их работы. Что вы как руководитель будете делать?
Задание: определите многообразие необходимых управленческих шагов, предпринимаемых менеджером, и кратко обоснуйте их последовательность.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №3748 (альтернативные варианты решения проблемы в условиях конфликта)Администратор 22.02.2017 20:36
В начале 90-х г. молодая издательская компания постепенно набирала обороты. Выпускаемая продукция предназначалась для западного потребителя. Ее доход по российским меркам был стабилен. Фирма зарабатывала валюту и могла позволить себе многое. Издательский бизнес претерпевал серьезные изменения. Появление новых компьютерных технологий привлекло в эту отрасль людей, далеких от полиграфии. Основной штат компании составляли вчерашние физики, химики, программисты, студенты технических вузов. Умение работать за компьютером было самым важным условием при подборе персонала. И, тем не менее, обучение новых сотрудников затягивалось на месяцы. Основной проблемой было отсутствие у сотрудников полиграфических знаний.
Другим важным критерием при отборе была коммуникабельность кандидата. Вообще в эту компанию принимали только по рекомендации своих сотрудников. Маленькая компания жила как одна большая семья. Ее руководство при непосредственном участии молодого президента и собственника компании Евгения, вчерашнего выпускника Гарвардского университета, всячески воспитывало в коллективе корпоративный дух. Выезды на природу, поздравления с днем рождения от имени компании, раздача сотрудникам футболок и канцтоваров с логотипами компании, отмечание всевозможных праздников за счет компании, посещение культурных мероприятий способствовали тому, что сотрудники чувствовали себя избранными.
Особую привлекательность придавала новая незабюрокраченная форма руководства. Любой сотрудник мог высказать мнение, которое будет услышано руководством, президент компании участвовал в рабочих совещаниях, к нему на прием мог попасть каждый сотрудник, по результатам участия в общественной жизни коллектива сотрудникам назначались премии. А любой новичок мог быть завтра назначен руководителем; все зависело только от тебя и от твоих способностей.
Руководителем производственного отдела уже не первый год работал Юрий. Молодой человек, выпускник престижного технического вуза. Он здорово овладел премудростями профессии, к нему все обращались за помощью. Перед выполнением любого задания считалось правилом согласовать его с Юрием. И это ему нравилось. Отвечал всегда без запинки и уверенно. Сотрудников такого уровня компетенции в компании больше не было. Он пользовался любовью и авторитетом в коллективе.
Наступил период бурного роста компании. Старые методы подбора персонала перестали соответствовать времени. Организация нуждалась в большом количестве сотрудников. В компании стали появляться люди случайные, не соответствующие предъявляемым требованиям. Появилась и стала возрастать текучка кадров, в основном среди новичков. Руководство обеспокоилось проблемой производительности труда и ростом косвенных расходов. Последней каплей стал доклад Юрия о необходимости увеличения производственных площадей для выполнения плановых заданий следующего года. Компания не располагала необходимыми для этого средствами.
В этой ситуации президент компании принял решение приостановить раздувание штатов, произвести нормирование работ. На этом пути первыми препятствиями стали руководители производственных отделов.
Почему так? Вчера наш труд считался творческим, нескованным какими-либо требованиями. Да и требований-то практически не существовало. Как можно перевести такой труд в жесткие временные рамки? Кроме того, переход с повременной на сдельную форму оплаты вызвал неприятие у рядовых сотрудников. Позиция Юрия была несгибаема: элементарные виды работ в производстве можно пронормировать, но это незначительная часть работ. Остальные — нормировать невозможно, т.к. в них заложен творческий элемент. В кулуарах его мнение поддерживало большинство сотрудников производства. На последнем совещании президент обрисовал перспективу развития компании и обозначил ближайшую цель — значительное возрастание объемов производства. После чего указал на сопутствующие этим перспективам проблемы, главная из которых — отсутствие роста производительности труда, и поделился международной практикой решения таких проблем. После чего попросил высказаться всех без обиняков. Юрий честно высказал свое мнение. А перед президентом компании встал вопрос: что делать дальше?
Вопросы к ситуации:
1. Формулировка проблемы.
2. Альтернативные варианты решения проблемы.
3. План действий.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №3539 (анализ стадий конфликта)Администратор 09.01.2017 21:24
11 августа против Дмитрия Соловьева, автора ЖЖ под ником dimon77, было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ. По мнению старшего следователя по расследованию особо важных уголовных дел Романа Шлегеля, информация, размещавшаяся Соловьевым, была направлена на «возбуждение ненависти, вражды и на унижение достоинства» по принципу принадлежности к социальным группам «сотрудники органов федеральной службы безопасности» и «сотрудники органов внутренних дел». Сообщение о преступлении поступило 5 августа 2008 года из Управления ФСБ по Кемеровской области, где не названным «специалистом» – очевидно, в штатском – еще 4 июля была проведена экспертиза текстов Соловьева за 2006-2008 годы и сделано соответствующее заключение (по материалам прессы). Задание: опишите стадии конфликта. Ответ аргументируйте, приводя цитаты из текста.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №3538 (анализ типа и структурных элементов конфликта)Администратор 09.01.2017 21:23
Президент Франции Николя Саркози во время ланча в Елисейском дворце сделал нелестные замечания в адрес сразу трех лидеров стран, являющихся ближайшими союзниками его страны. Все сказанное там должно было оставаться в секрете, однако произошла утечка информации. Он намекнул на неопытность нового президента США, дал понять, что не считает, что премьер-министр Испании отличается умом, а также указал канцлеру Германии, что она не разделяла его провидческих идей о том, как бороться с кризисом (по материалам прессы).
Задание:
1. Определить тип конфликта.
2. Выделить структурные элементы конфликта – конфликтующие стороны, зону разногласия, мотивы, действия, представления о ситуации.
3. Провести анализ зоны разногласия, с учетом национальных традиций, этикета, особенностей политического конфликта.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №3537 (конфликт с начальником)Администратор 09.01.2017 21:23
Рассказ сотрудницы отдела управления персоналом. «У меня произошел конфликт с моим начальником на работе. Не разобравшись в ситуации, он сделал мне замечание в грубой форме при моих коллегах. Спустя час я пришла к нему и спокойно доказала ему свою правоту. Он согласился с тем, что чего-то не понял, однако при этом не извинился. Кроме того, его признания в своей ошибке никто не слышал. Мои сослуживцы представляют профессиональный уровень каждого из нас. Я не думаю, что кто-то подумает обо мне плохо».
Задание: как Вы считаете, данный конфликт нашел свое разрешение или нет? Ответ обоснуйте, опираясь на теоретический материал.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №3536 (пути разрешения инновационного конфликта)Администратор 09.01.2017 21:23
Отдел предприятия занимается обработкой информации. Увеличение объемов документации требует ведения ее обработки с помощью компьютерных программ. На предприятии есть молодые сотрудники, которые умеют работать на компьютерах, но плохо ориентируются в самом процессе обработки деловой информации. Старейшие сотрудники предприятия хорошо владеют ручной обработкой информации, но с трудом воспринимают компьютеризацию делопроизводства.
Задание: В качестве руководителя предприятия предложите пути разрешения инновационного конфликта.
Перейти к демонстрационной версии решения задачи
 
 
# Задача №2342 (задача о конфликте на работе)Администратор 12.11.2016 19:46
Ваш дядя устроил Вас в свой банк начальником кредитного отдела. До того, как занять данную должность, Вы работали в другом банке в отделе гарантийных операций и лишь три месяца как стали заниматься кредитными операциями. В кредитном отделе нового для Вас банка сложился дружный коллектив со своим неформальным лидером, который считает, что занятая Вами должность была предназначена для него. Этот человек разными способами формирует о Вас негативное мнение у других сотрудников, акцентируя внимание на Ваших промахах и ошибках, и постоянно при всех Вас критикует. Ваши действия?
 
 
# Решение задачи №2342Администратор 22.07.2017 23:36
В данной ситуации важны два аспекта.
Первый аспект связан с необходимостью повышения компетенции неопытного руководителя кредитного отдела. При этом наилучшей рекомендацией, на мой взгляд, будет следующая: не стоит бояться критики, особенно, если она конструктивна; необходимо извлечь из нее уроки и совершенствоваться.
Второй аспект связан с взаимоотношениями руководителя и неформального лидера коллектива. Практически в каждом рабочем коллективе есть свой неформальный лидер – сотрудник, чье мнение не менее (а то и более) важно для его коллег, чем мнение начальства. Как должен вести себя начальник по отношению к неформальному лидеру?
Различают два основных типа неформальных лидеров – конструктивный («положительный») и деструктивный («отрицательный»). Конструктивный неформальный лидер положительно влияют на работу коллектива и компанию в целом, а деструктивный – саботирует решения начальника, подрывает его авторитет среди сотрудников. Таким образом, в описанной ситуации имеет место деструктивное неформальное лидерство.
Поняв, что в коллективе есть неформальный лидер, руководители очень часто допускают две диаметрально противоположные ошибки: они либо игнорируют неформального лидера, либо сразу же увольняют, чтобы устранить конкурента. Это неправильно. Если пустить дело на самотек, то рано или поздно можете растерять остатки авторитета в глазах сотрудников. А увольнение неформального лидера способно заставить потерять весь авторитет разом, к тому же, деструктивный лидер может увести за собой часть наиболее преданных ему коллег.
Поэтому задача руководителя кредитного отдела – сделать неформального лидера своим союзником, а если это не удается – попробовать ограничить его влияние и «отрезать» его от коллектива, но так, чтобы это выглядело естественно.
В качестве одного из вариантов поведения можно рассмотреть вариант «вывести деструктора из тени», т.е. прислушаться к его критике, приблизить к руководству, назначить на руководящую должность (например, должность, заместителя начальника кредитного отдела). Посмотрев на работу отдела глазами руководителя, он может пересмотреть свое поведение. Если это не действует, неформального лидера можно нагрузить работой так, чтобы ему было не до оппозиционной деятельности.